Члены "Исламского джамаата" обвинили следствие в пытках // В Татарстане судят участников ваххабитского подполья.
27 февраля 2007 года
Всего на скамье подсудимых в Верховном суде Татарстана оказалось 17 членов «Исламского джамаата», в том числе уроженец Набережных Челнов Ильгам Гумеров и житель Азнакаева Нафис Калимулин. Последних следствие считает лидерами джамаата, а Калимулина — еще и азнакаевским криминальным авторитетом. По версии прокуратуры, Ильгам Гумеров в 2001 году основал в Татарстане якобы по поручению самих Шамиля Басаева и Хаттаба региональное отделение международной террористической организации «Исламский джамаат». С террористами Басаевым и Хаттабом Гумеров, опять же по версии следствия, познакомился в конце 90-х, когда приезжал в Чечню. Он создал ячейки джамаата в Набережных Челнах, Азнакаеве и Елабуге. Как считают в прокуратуре, первоначально Гумеров сам вербовал новых членов, а в 2004 году поручил это Нафису Калимулину.
Членам экстремистской организации следствие инкриминировало подготовку серии терактов, приуроченных к праздновавшемуся летом 2005 года 1000-летию Казани. Гумеров и Калимулин якобы планировали взрывы на КамАЗе в Набережных Челнах, Казанском вертолетном заводе и «Нижнекамскнефтехиме». Следствие считает также, что террористы собирались похитить «высших должностных лиц республики». Установлено, что подсудимые в один из дней празднования 1000-летия столицы Татарстана якобы собирались устроить перестрелку на улицах Казани. Аресты членов «Исламского джамаата» начались осенью 2004 года. В ходе оперативно-следственных мероприятий у них было обнаружено и изъято два автомата, восемь пистолетов, семь ручных гранат, обрезы охотничьих ружей, взрывчатка, заготовки для «поясов шахидов», руководства по изготовлению взрывных устройств и литература экстремистского содержания. Арестованным предъявили обвинения сразу по нескольким «террористическим» статьям УК, в том числе в «участии в незаконном вооруженном формировании» и «приготовлении к акту терроризма».
Вчера, как только в зале судебных заседаний появился председательствующий на процессе судья, кто-то из 17 подсудимых громко выкрикнул: «Мы заявляем о недоверии суду!» Судья не придал этому значения и продолжил знакомиться с персональными данными обвиняемых. Большинство из них отвечали на вопросы председательствующего без энтузиазма. Когда же очередь дошла до подсудимого Ильшата Шарифулина, он, указав пальцем в сторону гособвинителей, заявил, что «эти сидящие в синей форме со свинячьими глазками» и есть «настоящие преступники». Подсудимый Шарифулин перешел на крик и засыпал гособвинителей оскорблениями. На призывы председательствующего успокоиться он не реагировал, и тогда судья распорядился удалить подсудимого из зала. За разбушевавшимся Ильшатом Шарифулиным последовал подсудимый Шамиль Тамимдаров, который отказался отвечать на вопросы судьи и заявил, что на следствии подсудимых пытали, «вырывали им бороды, жгли сигаретами, чтобы они наговаривали на себя». Тамимдаров утверждал также, что этот судебный процесс — «фарс». Он обратился к родным подсудимых, которых было много в зале, с призывом «принять меры» прямо на слушаниях. Самыми спокойными из подсудимых выглядели лидеры джамаата Гумеров и Калимулин. Первый, рассказывая о себе, даже похвастался, заявив, что у него две семьи и что по законам шариата он может иметь четыре.
После того как судья познакомился со всеми обвиняемыми, некоторые из них заявили ходатайства об отводе своих адвокатов, сообщив, что намерены защищать себя самостоятельно. Суд отклонил эти ходатайства, но при этом разрешил подсудимым совершать молебен в перерывах заседания. На вчерашнем заседании судья так и не дошел до чтения обвинительного заключения. Это произойдет лишь после того, как назначат коллегию присяжных.
Андрей Смирнов, "Ъ - Волга-Урал"